Штрих-код появился в 1948 году благодаря
разработкам Бернарда Сильвера, Норман Джозефа Вудланда и Джордина
Джохэнсона (США). В 1951 году трое молодых ученых предложили компании
IBM развивать систему совместно, но в компании посчитали, что обработка
получающейся информации потребует слишком сложного оборудования. Тогда
уже в 1952 году разработчики штрих-кода продали патент компании
Philco (учрежденная как
Helios Electric Company), которая в том же самом году перепродала
патент компании RCA.
Штрих-код – это закодированная информация,
которая наносится на упаковку товаров в виде штрихов и считывается с нее
при помощи специальных устройств. Штрих-код представляет из себя
последовательность черных и белых полос, а также и других геометрических
фигур.
Информация в штрих-коде кодируется
линейными (читаемые в одном направлении (по горизонтали)) и нелинейными
способам. Линейные способы позволяют кодировать небольшой объем
информации (до 20–30 символов, как правило, цифр). Двухмерные штрих-коды
используются для кодирования большого объема информации, располагаемой в
двух измерениях (по горизонтали и вертикали).
Штрих-код
наносится на транспортную или потребительскую упаковку товаров
типографским способом, а также с помощью этикетки или ярлыка.
Штриховой код наноситься на заднюю стенку
упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев.
Допускается также нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в
правом нижнем углу. На мягких упаковках выбирают такое место, где штрихи
будут параллельны дну упаковки. Штрих-код не размещают там, где уже есть
другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация).
|
|
В информацию на штриховом коде вносятся
наиболее существенные параметры продукции.
Наиболее часто применяются два штрих-кода:
– американский Универсальный товарный код
UPC,
– Европейская система кодирования EAN (см.
рисунок).

Согласно той или иной системе, каждому
виду изделия присваивается свой номер (чаще всего из 13 цифр
– EAN-13).
Иногда для кода страны-изготовителя
отводится три знака, а для кода предприятия – четыре.
Товары больших размеров могут иметь
короткий код, состоящий, например, из восьми цифр – EAN-8.
Код страны никогда не состоит из одной
цифры.
Код страны обычно присваивается
Международной ассоциацией EAN.
Если на товаре имеется надпись,
указывающая на одну страну, и штрих-код, указывающий на другую страну,
то, возможно, компания была зарегистрирована и получила код не в своей
стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Другой
вариант: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Еще один: товар
был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. И
еще один: учредителями предприятия являются несколько компаний из
различных государств.
С помощью так называемой «контрольной
цифры» на штрих-коде определенного товара можно определить, законно или
нет его производство. Рассчитать контрольную цифру можно следующим
образом:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах
(например, 6+0+7+2+1+0=16), и полученную сумму умножить на три 16х3=48);
2. Сложить цифры, стоящие на нечетных
местах (кроме самой контрольной цифры) (например, 4+0+3+6+1+2=16);
3. Сложить полученные числа 48+16=64
4. Отбросить десятки (64-60=4);
5. Из числа 10 вычесть полученное число
(10-4=6).
Если итоговая цифра не совпадает с
контрольной цифрой, стоящей на последнем месте в штрих-коде, значит,
товар произведен незаконно.
Таким образом, штрих-код позволяет
распознавать информационную фальсификацию, которая обычно сопровождает
другие виды подделок.
Штрих-код |
Страна |
Штрих-код |
Страна |
Штрих-код |
Страна |
00-09 |
США и Канада |
54 |
Бельгия и Люксембург |
779 |
Аргентина |
30-37 |
Франция |
560 |
Португалия |
780 |
Чили |
380 |
Болгария |
569 |
Исландия |
786 |
Эквадор |
383 |
Словения |
57 |
Дания |
789 |
Бразилия |
385 |
Хорватия |
590 |
Польша |
80-83 |
Италия |
400-440 |
Германия |
599 |
Венгрия |
84 |
Испания |
460-469 |
Россия и СНГ |
600-601 |
ЮАР |
850 |
Куба |
471 |
Тайвань |
611 |
Марокко |
858 |
Словакия |
474 |
Эстония |
613 |
Алжир |
859 |
Чехия |
475 |
Латвия |
619 |
Тунис |
860 |
Югославия |
477 |
Литва |
94 |
Новая Зеландия |
869 |
Турция |
482 |
Украина |
64 |
Финляндия |
87 |
Нидерланды |
484 |
Молдова |
690 |
КНР |
880 |
Южная Корея |
489 |
Гонконг |
70 |
Норвегия |
885 |
Таиланд |
45 и 49 |
Япония |
729 |
Израиль |
888 |
Сингапур |
50 |
Великобритания |
73 |
Швеция |
890 |
Индия |
520 |
Греция |
750 |
Мексика |
893 |
Вьетнам |
529 |
Кипр |
759 |
Венесуэла |
90-91 |
Австрия |
535 |
Мальта |
76 |
Швейцария |
93 |
Австралия |
539 |
Ирландия |
770 |
Колумбия |
955 |
Малайзия |
Считывание штрих-кода происходит с помощью
стационарных и портативных лазерных сканеров, которые позволяют
считывать информацию на различных расстояниях от товара (от 60 см до 5-6
м); с помощью кассовых сканеров, оснащенных системами считывания
штрих-кода (оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей,
лазерных пистолетов и т.д.)
В небольших магазинах, когда оператор
может контактировать с этикеткой товара, обычно применяют карандаши –
наиболее простые и доступные устройства.
В крупных магазинах с большим потоком
покупателей и товарооборотом обычно применят более дорогой кассовый
сканер, который совмещен с кассовым аппаратом. Многолучевое сканирование
позволяет быстро считывать штрих-код при произвольной ориентации
этикетки. Информация со сканирующего устройства передается в центр
обработки и увязывается с информацией о наличии товара в торговом зале и
на складе.
Первым товаром, имеющим штрих-кодом, стала
жевательная
резинка
Wrigley’s, проданная 26 июня 1974 года в 8.01 утра и хранящаяся
ныне в музее Смитсоновского института.
Штрих-код одинаково распознается как в
позитивном варианте, так и в негативном.
Газета «Деловой Петербург» присваивала
своим выпускам коды, у которых последние цифры совпадали со сквозным
порядковым номером газеты. Соответственно, каждый выпуск газеты имел
собственный код, отличный от других выпусков.
Все Указы Президента РФ снабжены
штриховыми кодами, начинающимися на цифру 2.
Существуют также и двухмерные штриховые
коды, которые были разработаны для кодирования большого количества
информации, и их считывание производится как по горизонтали, так и по
вертикали. Они бывают многоуровневыми (состоящими из как бы поставленных
поверх друг друга нескольких обычных, линейных штрих-кодов, как например
Codablock) и матричными
(как QR код,
DataMatrix, MaxiCode и пр.):

|